Гражданский контроль в Перми ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПЕРМИ

Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Ассоциация гражданских инспекторов

О проекте
О проекте
Опыт и технологии
Технологии
Законодательство, нормативная база
Документы
Библиотека
Библиотека
Ассоциация гражданских инспекторов
АГИ
Консультационная служба
Консультации
Вестник гражданского контроля
Вестник

Главная / Опыт и технологии / Технологии

Гражданский контроль: понятия и технологии

Ольга Кочева
Игорь Аверкиев

Гражданский контроль - непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

Гражданский контроль - одна из наиболее сложных гражданских технологий, доступных для НКО, обладающих достаточными материальными ресурсами, значительным экспертным и менеджерским потенциалом. Он может быть явочным, уведомительным или разрешительным, в зависимости от степени публичности учреждения и оказываемых им услуг, физической открытости процедуры предоставления услуг, типа учреждения (закрытые, с санкционированным входом и др.), информационной политики учреждения.

Отличительные признаки гражданского контроля

  • Гражданский контроль представляет собой серию спланированных мероприятий, направленных на получение "закрытой", не доступной для широкой общественности информации
  • Собираемая информация представляет общественный интерес (затрагивает интересы большого числа людей)
  • Собираемая информация затрагивает проблемы нарушений прав человека, злоупотреблений и нарушений законодательства со стороны органов власти
  • Конечной целью гражданского контроля является практическое решение проблемы
  • Гражданский контроль затрагивает сферу ответственности органов власти, либо компаний-монополистов, имеющих массового потребителя

    Цели

  • Привлечь внимание органов власти и общественности к значимой проблеме, и стимулировать ее решение
  • Устранить злоупотребления, нарушения законодательства
  • Контролировать соблюдение прав человека
  • Повысить качество услуги, качество работы чиновников и т.д.

    Этапы гражданского контроля

  • Определение проблемы, выбор объекта, определение цели
  • Определение методов контроля
  • Достижение необходимых договоренностей
  • Составление программы, определение основных вопросов и предварительных критериев оценки, подготовка инструментария
  • Проведение мероприятий гражданского контроля
  • Оценка полученной информации
  • Представление результатов контроля

    Методы контроля

  • наблюдение (например, на избирательном участке, на призывном пункте, за исполнением судебных процедур)
  • анализ документов, официальной статистики
  • натурные исследования (вывешены ли объявления о времени приема граждан, существуют ли пандусы для инвалидов)
  • посещение учреждения, обследование условий
  • сбор жалоб
  • беседы, интервью, фокус-группы
  • общественные экспертизы (судебных решений)
  • эксперимент (как попасть на прием к чиновнику, записаться к стоматологу и т.п.)
  • гражданское расследование
  • мониторинг
  • и другие

    Наиболее привычная и распространенная процедура сбора информации о соблюдении прав граждан - мониторинг. Гражданский мониторинг - постоянный, систематический сбор общественными организациями или инициативными группами информации о соблюдении прав и законных интересов граждан органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Эффективность гражданского мониторинга в значительной степени зависит от доступности формализованной информации об услуге или учреждении и его информационной открытости. Мониторинг может проводиться на основе косвенных данных (опрос потребителей, письма заключенных, анкетирование освободившихся из мест лишения свободы, анализ смежной и вторичной статистики и т.д.).

    Гражданский контроль может быть официальным, когда он проводится в соответствии с официальными договоренностями органов власти или самим учреждением, и неофициальным, когда он проводится исключительно по инициативе общественных организаций.

    Наиболее затратным, и в то же время, наиболее актуальным и востребованным является гражданский контроль так называемых "закрытых" (колоний, СИЗО) и "полузакрытых" (интернатов, детских домов) учреждений. В таких учреждениях технологии гражданского контроля - активного непосредственного наблюдения, могут быть в полной мере задействованы только при наличии официальных договоренностей.

    Официальный гражданский контроль, в отличие от неофициального, может быть ограничен требованиями не допускать публичного разглашения собранной информации при условии, что учреждения и контролирующие их ведомства берут на себя ответственность по устранению нарушений и выполнению рекомендаций гражданских контролеров.

    Гражданский контроль помогает выявить факты грубых, систематических, массовых нарушений прав человека. Но в это же время, контроль, как правило, неэффективен для сбора доказательной базы. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования, со специфическими для расследования технологиями и методами.

    Гражданское расследование - сбор и анализ информации о фактах грубого или массового нарушения прав и законных интересов граждан. При проведении расследований можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Не начинайте расследование с официальных запросов и обращения к должностным лицам. Начните с неофициальных источников.
  • Охотнее всего идут на контакт сотрудники "старше среднего возраста", не занимающие руководящих постов.
  • Если кто-либо сам стремится предоставить вам информацию, попросите "источник" изложить информацию письменно.
  • Помните, информация может считаться достоверной лишь при условии, что не менее трех неофициальных источников ее полностью подтвердили.
  • Лишь после сбора неофициальной информации вы можете начать рассылать "запросы" и обращаться за официальными комментариями.
  • Старайтесь сопоставить различные точки зрения.

    Еще одна сопутствующая гражданскому контролю технология - гражданская экспертиза. Гражданская экспертиза - независимый от органов государственной власти анализ социально значимых практик с точки зрения их соответствия общественному интересу, который отстаивает общественная организация или инициативная группа, являющаяся заказчиком (исполнителем) экспертизы.

    Мероприятия по результатам гражданского контроля

  • представление информации органам власти в виде заключений, отчетов, предложений и рекомендаций по исправлению ситуации
  • проведение переговоров и иных согласительных процедур для разрешения спорных ситуаций
  • создание совместных общественно-государственных комиссий
  • обращение в органы прокуратуры, суд
  • широкое освещение полученной информации в средствах массовой информации
  • проведение общественных акций и кампаний … и другие

    Размещено 25.06.2005

  • О проекте Технологии Документы Библиотека АГИ Консультации Вестник

    © "Ассоциация гражданских инспекторов"
    614000, г. Пермь, ул. Большевистская, д. 120а, оф. 308,
    тел. (3422) 36-40-63, 36-43-54, e-mail: palata@prpc.ru

    На сайт ПРПЦ-ПГП

    Рейтинг ресурсов УралWeb