Гражданский контроль в Перми ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПЕРМИ

Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Ассоциация гражданских инспекторов

О проекте
О проекте
Опыт и технологии
Технологии
Законодательство, нормативная база
Документы
Библиотека
Библиотека
Ассоциация гражданских инспекторов
АГИ
Консультационная служба
Консультации
Вестник гражданского контроля
Вестник

Главная / Опыт и технологии / Учреждения системы МВД

Правомерность деятельности медицинских вытрезвителей Малых Иван Владимирович Малых Иван Владимирович,
юрист-консультант
Пермской гражданской палаты

Задержание лица виновного в административном проступке является законным и соответствующим нормам международного права.

В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

Статья 5 Конвенции о защите прав и основных свобод определяет, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом. Конвенция предусматривает такое ограничение права на свободу, как законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Конституция РФ также содержит положения гарантирующие защиту от незаконного задержания, полностью соответствующие принципам и нормам международного права.

Согласно Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

Кодекс об административных правонарушениях развивает и конкретизирует порядок и основания задержания лица совершившего административный проступок.

Статья 27.3. КоАП РФ устанавливает, что задержание применяется лишь в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Статья 27.5. КоАП РФ определяет, что срок административного задержания не должен превышать три часа. Из этого правила есть исключения. Например, по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Такой административный проступок, как появление в общественных местах в состоянии опьянении (ст. 20.21 КоАП РФ) предусматривает возможность применения к виновному лицу наказания в виде административного ареста. Следовательно, лицо совершившее данное правонарушение, возможно задержать на срок до 48 часов.

Задержание лиц виновных в административном проступке, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ могут осуществлять должностные лица ОВД (милиции).

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

В соответствии со ст. 11 ФЗ "о милиции", должностные лица ОВД (милиция) вправе доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

В настоящее время доставка лиц находящихся в состоянии опьянения осуществляется в медицинские вытрезвители. Согласно Положению, утвержденному Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции и подведомственен МВД РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. N 723 "Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции"", обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей, оформлению медицинских материалов о направлении хронических алкоголиков и наркоманов на лечение, возлагались на Министерство здравоохранения Российской Федерации. Однако в этом же акте была сделана оговорка, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел Российской Федерации продолжает выполнять эти функции. Никаких законодательных изменений до настоящего времени в работе медицинских вытрезвителей принято не было.

Как указано в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 января 2002 года № КАС 02-10 доставка гражданина в медицинский вытрезвитель взаимосвязана с совершением административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях, касающегося появления в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Вопрос о правомерности существования медицинских вытрезвителей в системе органов внутренних дел проверялся Верховным Судом Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. Ландо А.С. отказано в удовлетворении жалобы на аналогичные положения, содержащиеся в приказе МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106. Принимались Верховным Судом Российской Федерации и другие постановления по оспариваемым аналогичным положениям предписаний относительно подведомственности и функционирования медицинских вытрезвителей.

Сам факт задержания лица совершившего административный проступок, предусмотренный ст. 20.21 КоАП РФ на срок до 48 часов и доставление его в спецучреждения, как уже было указано выше, является правомерной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Однако производство освидетельствования и оказание медицинской помощи доставленным лицам, без их согласия является не правомерным.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый человек имеет право на медицинскую помощь. Здесь необходимо подчеркнуть, что это право человека, которым он может воспользоваться или нет. В соответствии со ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее Основы) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Статья 33. Основ устанавливает право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.

Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что оказание медицинской помощи лицам, доставленным в медицинский вытрезвитель без их согласия является не законным. В том случае, если лицо находится в состоянии, которое не позволяет ему выразить свою волю (бессознательное, тяжелое состояние здоровья), ему должна быть оказана скорая медицинская помощь.

В соответствии со ст. 39 Основ такая помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.

Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, согласно которой гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются: скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями.

Скорая медицинская помощь, оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках обязательного медицинского страхования.

Скорая помощь может быть оказана лишь лицам, находящимся в состоянии тяжелого опьянения, когда состояние может быть признано отравлением. В иных случаях медицинская помощь оказывается с согласия задержанного лица, при этом с него возможно взять плату за оказанную медицинскую помощь. Оказание такой помощи не входит в Перечень видов медицинской помощи оказываемой гражданам бесплатно, в рамках обязательного медицинского страхования. Оказание этой медицинской помощи можно признать как дополнительную медицинскую услугу, не включенную в базовую программу ОМС и подлежащую оплате по соответствующему гражданско-правовому договору.

Можно сделать вывод, что взимание платы с задержанных лиц за содержание (оказание медицинской помощи) в медицинском вытрезвителе является не законным.

О проекте Технологии Документы Библиотека АГИ Консультации Вестник

© "Ассоциация гражданских инспекторов"
614000, г. Пермь, ул. Большевистская, д. 120а, оф. 308,
тел. (3422) 36-40-63, 36-43-54, e-mail: palata@prpc.ru

На сайт ПРПЦ-ПГП

Рейтинг ресурсов УралWeb