Гражданский контроль в Перми ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПЕРМИ

Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Ассоциация гражданских инспекторов

О проекте
О проекте
Опыт и технологии
Технологии
Законодательство, нормативная база
Документы
Библиотека
Библиотека
Ассоциация гражданских инспекторов
АГИ
Консультационная служба
Консультации
Вестник гражданского контроля
Вестник

Главная / Документы

Закон Сахалинской области "О гражданской экспертизе и гражданском контроле"

Проект

Глава 1. Основные понятия

Статья 1. Цель закона

Цель закона - нормативное обеспечение реализации конституционных прав граждан по управлению государством средствами прямой демократии и контроля за решениями органов власти через проведение публичных гражданских экспертиз нормативных управленческих решений органов государственной власти и других субъектов производственной и социальной деятельности, чьи решения затрагивают права и интересы широких слоев граждан и конкретных социальных групп.

Статья 2. Понятие Гражданской Экспертизы

Гражданская Экспертиза - вид экспертной деятельности, проводимой экспертными комиссиями или общественными экспертными организациями по анализу и оценке воздействия: хозяйственной или иной социально-инновационной деятельности, нормативных и других управленческих актов на условия жизни и реализацию прав и законных интересов граждан Сахалинской области или отдельных социальных групп в соответствии с процедурами, установленными настоящим законом.

Статья 3. Принципы организации и проведения Гражданской экспертизы

1. обязательность проведения экспертизы до принятия решения;

2. достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу;

3. обязательность учета специальных требований при проведении экспертизы;

4. независимость экспертов и экспертных комиссий(групп) при осуществлении своих полномочий;

5. системность организации экспертной работы и ее нормативно-методологического обеспечения;

6. научная обоснованность, объективность и комплексность экспертных оценок;

7. принцип уважения и доверия (экспертиза признает значимыми любые субъективные мнения, оценки и суждения);

8. гласность, публичность и открытость участия общественных организаций (объединений), учет общественного мнения и открытость и свобода доступа ко всем материалам экспертизы;

9. личная ответственность участников экспертизы за предоставление и оценку необходимых материалов, за выводы и заключения экспертизы.

Статья 4. Виды Гражданской Экспертизы

В зависимости от инициаторов, источников финансирования и способов применения результатов (заключений) гражданская экспертиза в русле данного закона подразделяется на следующие виды:

Обязательная или Государственная Экспертиза -назначается органом государственной власти, проводится при ее технической и организационной поддержке, и ее результаты обязательны для учета назначившим ее государственным органом;

Инициативная или Общественная Экспертиза - проводится общественными объединениями за их средства по их собственной инициативе, а также по инициативе отдельных граждан, групп граждан, других коммерческих и некоммерческих организаций; результаты Инициативной Экспертизы должны быть публично заслушаны и учтены наравне с другими видами экспертизы;

Заказная или Коммерческая Экспертиза - проводится и оплачивается по инициативе заказчика: физического или юридического лица - субъекта хозяйственной или иной социально-инновационной деятельности, результаты которой затрагивают интересы большого количества граждан или отдельных социальных групп.

Заказная Экспертиза назначается в том случае, когда у заказчика возникла потребность получить заключение по оценке воздействия реализуемого заказчиком коммерческого или иного социально-инновационного проекта на интересы большого количества граждан или отдельных социальных групп. Результаты проведенной экспертизы обязательны для учета заказчика.

Статья 5. Обязательные нормативно-правовые акты закона

Обязательными нормативно-правовыми актами данного закона, обеспечивающими механизм его реализации, являются:

Положение об экспертной комиссии;

Кодекс экспертного сообщества Сахалинской области;

Утверждённый реестр общественных гражданских экспертов Сахалинской области;

Глава 2. Обязательная экспертиза

Статья 6. Заказчик обязательной экспертизы

Заказчиком обязательной экспертизы является законодательные и исполнительные органы власти Сахалинской области и РФ.

Статья 7. Порядок назначения и проведения обязательной экспертизы

Информация о готовящемся законопроекте или нормативном акте публикуется органами власти в областных СМИ не менее чем за 45дней до первого чтения закона в Областной Думе или принятия нормативного акта.

Экспертное сообщество назначает экспертную комиссию для проведения экспертизы законопроекта или нормативного акта не менее чем за40 до первого чтения закона в Областной Думе или принятия нормативного акта.

Экспертная комиссия готовит заключение по проекту закона или нормативного акта к сроку не менее чем за 10 дней до первого чтения закона в Областной Думе или принятия нормативного акта.

После получения заключения экспертной комиссии объявляются общественные слушания по Закону или нормативному акту не менее чем за 10 дней до первого чтения закона в Областной Думе или принятия нормативного акта.

Статья 8. Субъекты обязательной экспертизы

Обязательная экспертиза осуществляется экспертной комиссией, состоящей не менее чем из семи экспертов - членов экспертного сообщества Сахалинской области либо в "Реестре общественных гражданских экспертов" законодательных и исполнительных органов.

Статья 9. Обязанности органов исполнительной и законодательной власти Сахалинской области

Органы исполнительной и законодательной власти Сахалинской области обязаны:

Предоставить всю необходимую документацию, связанную с проектом закона или нормативного акта.

Обеспечить условия работы и техническую поддержку на период проведения экспертизы законопроекта или нормативного акта экспертной комиссией.

Провести общественные слушания по результатам экспертизы законопроекта или нормативного акта.

Нести все расходы, связанные с деятельностью экспертной комиссией, и расходы по проведению общественных слушаний.

Не вмешиваться в деятельность экспертной комиссии на всех этапах её работы.

Статья 10. Обязанности и ответственность членов экспертной комиссии

Члены экспертной комиссии обязаны:

Квалифицированно и обоснованно проанализировать все материалы законопроекта или нормативного акта и дать по нему заключение.

Основываться на предоставленных документах и фактических данных, учитывая права и интересы тех граждан, которых касается данный законопроект или нормативный акт.

Деятельность экспертов должна соответствовать кодексу Сахалинского экспертного сообщества. В случае его нарушения эксперт исключается из экспертного сообщества и реестра общественных гражданских экспертов с публичным освещением данного факта.

Глава 3. Инициативная экспертиза

Статья 11. Инициаторы экспертизы.

Инициаторами гражданской экспертизы могут выступать:

Гражданин

Группа граждан

СМИ

Коммерческие организации

Общественные объединения

Политические партии

НКО

Статья 12. Порядок оформления инициативы

Инициатива проведения экспертизы оформляется в форме заявки.

В заявке на проведение экспертизы должны быть указаны:

предмет экспертизы,

формулировка проблемы,

связь проблемы со специализацией общественного объединения, в которое они обращаются,

какие документы инициатор готов предоставить и какое участие принять.

Статья 13. Субъекты проведения инициативной экспертизы

Проведение гражданской экспертизы осуществляется общественными объединениями.

Статья 14. Возможность отказа от проведения инициативной экспертизы

Общественное объединение по своему усмотрению может принять инициативу или отказаться от её проведения.

Статья 15. Требования к общественным объединениям - субъектам проведения инициативной экспертизы

Общественные объединения - субъекты проведения гражданской экспертизы должны соответствовать следующим требованиям:

свидетельство о регистрации

не менее 2-х лет деятельности данного общественного объединения

материалы СМИ, подтверждающие компетентность в сфере проводимой экспертизы

примеры практической деятельности, подтверждающие компетентность в сфере проводимой экспертизы.

Статья 16. Требования к привлечённым экспертам

Эксперты, привлеченные к проведению инициативной экспертизы, должны соответствовать следующим требованиям:

диплом о высшем образовании в сфере проведения экспертизы

научные звания, научная степень

дипломы и сертификаты о дополнительном образовании

не менее 5 лет работы по специальности

наличие публикаций по теме экспертизы в научных и других изданиях

другие свидетельства высоких результатов работы в сфере проведения экспертизы

Статья 17. Оформление заявки на проведение инициативной экспертизы

Заявка подается в местный орган исполнительной власти по месту объекта проведения экспертизы

В заявке указывается:

срок,

инициатор,

субъект проведения экспертизы,

эксперты,

документы, требуемые для проведения экспертизы.

Заявка рассматривается в срок до 30 дней, по итогам рассмотрения принимается одно из 2-х решений:

"Зарегистрировать заявку и выдать свидетельство о регистрации заявки на проведение экспертизы".

"Отказать в регистрации с предоставлением заявителю мотивации отказа в письменной форме". Отказ от регистрации может быть обжалован в суде.

Статья 18. Сроки проведения инициативной экспертизы

Общественное объединение - субъект гражданской экспертизы устанавливает срок проведения экспертизы, который не может превышать трех месяцев.

Необходимость продления сроков решается по согласованию сторон (инициатор, эксперт).

Глава 4. Заказная экспертиза

Статья 19. Заказчик

Заказчик - это физическое или юридическое лицо, у которого в процессе разработки, принятия и утверждения инвестиционных планов, социальных программ, строительных и других промышленных и социальных проектов, затрагивающих интересы большого количества граждан и различных социальныхгрупп, возникла потребность получить заключение гражданской экспертизы по проектной документации.

Заказчик имеет внутригосударственный или международный (только организации) статус, обращается к эксперту с целью проведения гражданской экспертизы и получения ее результата.

Статья 20. Порядок оформления отношений

Формы отношений между экспертом и заказчиком носят договорной характер, отраженный в письменном виде.

Если отношения заказчика и эксперта строятся на основе протокола намерения, то и заказчик и эксперт самостоятельно решают вопрос о придании данным отношениям характера открытого, публичного и гласного.

Статья 21. Результаты экспертного исследования

Результаты экспертного исследования, основанные на договорных отношениях, не нарушающие законодательство РФ и не содержащие государственную тайну, должны носить открытый, публичный и гласный характер.

Результаты экспертного исследования, содержащие в себе коммерческую тайну, должны быть оглашены в той мере, в какой это не противоречит интересам заказчика.

Экспертиза не должна быть направлена на снижение конкурентоспособности и установление монополистической деятельности.

Статья 22. Документы для проведения экспертизы

При заключении договора заказчик должен предоставить:

Статистические данные, связанные с его исследованиями;

Данные о материально-технической базе;

Какие программы заказчик планировал в данной области, какие были реализованы и каков результат данных программ.

Документы, подтверждающие юридическое или фактическое местонахождение;

Документы, подтверждающие правомочие на заключение договора (доверенность).

Статья 23. Сферы применения экспертизы

Сферы применения экспертизы, в которых может быть произведен заказ:

Законодательная;

Демографическая;

Экологическая;

Социальная;

Техническая;

Технологическая;

Коммерческая.

Статья 24. Права заказчика

Права заказчика:

Право обращаться к эксперту за экспертизой;

Право выбора эксперта или экспертной организации(группы);

Право заказчика на получение результатов заключения экспертизы в письменном виде, заверенное всеми членами экспертной комиссии;

Право заказчика оговорить сроки выполнения экспертизы экспертом (экспертами)

Право приостановить экспертизу в случае нарушения закона или пункта договора экспертом;

Право получения информации: об уровне компетентности, о составе комиссии, финансовой и технической оснащенности, опыте и результатах проделанных работ.

Право заказчика следить за поэтапным выполнением проведения экспертизы.

В случае невыполнения экспертом своих обязательств заказчик вправе расторгнуть договор и требовать возмещения ущерба.

Статья 25. Обязанности заказчика

Обязанности заказчика:

Обязан внести изменения в свою работу согласно выводам экспертизы;

Обязан предоставить необходимую документацию и информацию по требованию эксперта в ходе исследования;

Обязан произвести оплату эксперту в сроки предусмотренные договором;

Обязан не вмешиваться в процесс проведения экспертизы.

Статья 26. Ответственность заказчика

Ответственность заказчика:

В случае невыполнения требуемых изменений согласно выводам экспертизы заказчик несет юридическую ответственность перед заинтересованным лицом.

Если заказчик не предоставляет эксперту информацию о себе, то договор не имеет юридической силы.

Если заказчик не предоставляет документацию, необходимую для проведения экспертизы, и отсутствие документации не позволяет эксперту произвести экспертизу хотя бы в части, то эксперт вправе от нее отказаться. Если эксперт может дать объективные данные по определенной части экспертизы, то по своему усмотрению он может дать заключение в данном объеме и вправе требовать от заказчика оплаты части выполненной экспертизы и требовать возмещения убытков.

За несвоевременное перечисление денег эксперт может требовать оплаты экспертизы и неустойку либо выполнить только ту часть экспертизы, которая была оплачена.

При вмешательстве заказчика в ходе проведения экспертизы экспертиза автоматически аннулируется, и эксперт вправе требовать возмещения убытков.

О проекте Технологии Документы Библиотека АГИ Консультации Вестник

© "Ассоциация гражданских инспекторов"
614000, г. Пермь, ул. Большевистская, д. 120а, оф. 308,
тел. (3422) 36-40-63, 36-43-54, e-mail: palata@prpc.ru

На сайт ПРПЦ-ПГП

Рейтинг ресурсов УралWeb