Гражданский контроль в Перми ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПЕРМИ

Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Ассоциация гражданских инспекторов

О проекте
О проекте
Опыт и технологии
Технологии
Законодательство, нормативная база
Документы
Библиотека
Библиотека
Ассоциация гражданских инспекторов
АГИ
Консультационная служба
Консультации
Вестник гражданского контроля
Вестник

Главная / Документы

Федеральный Закон "Об общественно-парламентском контроле за обеспечением прав несовершеннолетних в Российской Федерации"

Проект

Настоящий Федеральный закон призван способствовать реализации принципов, провозглашенных Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", с тем чтобы:

сделать невозможным игнорирование нарушений прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации, гарантированных Конвенцией ООН по правам ребенка и Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";

повысить эффективность работы государственных и негосударственных органов и организаций, задачей которых является защита детства.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет общественного контроля

1. Общественный контроль осуществляется за обеспечением предусмотренных Конституцией Российской Федерации, признанными Российской Федерацией принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Федеральными законами прав и законных интересов несовершеннолетних. Общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется:

в детских образовательных и медицинских учреждениях, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приютах, в интернатах для детей-инвалидов;

в детских воспитательных колониях, спецшколах, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, в центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, в отделениях внутренних дел;

в федеральных, региональных и местных органах власти, в задачу которых входит защита детства и обеспечение прав детей, в том числе - в органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних, инспекциях по делам несовершеннолетних, отделах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогических комиссиях;

в инновационных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную, воспитательную, культурно-просветительную, развивающую, лечебную, коррекционную и реабилитационную работу с детьми.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

В настоящем Федеральном законе используются следующие наименования:

  1. Несовершеннолетний (ребенок) - лицо, не достигшее совершеннолетия - 18 лет.
  2. Общественный инспектор по правам детей - лицо, рекомендованное в качестве общественного инспектора по правам детей общественным объединением, утвержденное в этом качестве фракцией (группой) депутатов представительного органа власти и зарегистрированное в качестве общественного инспектора по правам детей Министерством юстиции Российской Федерации.
  3. Доверенный специалист - доверенный врач, доверенный педагог, доверенный психолог, доверенный юрист, доверенный социальный работник и т.п. - сертифицированный специалист, утверждаемый Службой Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка и привлекаемый в указанном качестве общественным инспектором, способствующий своими профессиональными знаниями и опытом осуществлению общественного контроля.

4. Детское учреждение - государственное, частное или общественное учреждение, осуществляющее в соответствии со своим уставом лечебные, образовательные, воспитательные, исправительные или другие функции по отношению к несовершеннолетним.

Статья 3. Инструмент общественного контроля.

1. Инструментом общественного контроля за осуществлением прав несовершеннолетних (далее - общественного контроля) является Федеральная Общественная Контрольная Палата по правам детей (далее - Палата).

2. Палата состоит из общественных инспекторов по правам детей (далее - общественных инспекторов) и формируется на индивидуальной основе.

3. Для исследования профессиональных аспектов деятельности инспектируемых учреждений общественные инспектора привлекают доверенных специалистов.

4. Количественный состав Палаты определяется в 50 человек. Количество доверенных специалистов, привлекаемых одним общественным инспектором для проведения одной инспекции, не должно превышать 3 человек.

Статья 4. Законодательство об общественном контроле за обеспечением прав несовершеннолетних.

Законодательство об общественном контроле за обеспечением прав несовершеннолетних состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, касающихся сферы осуществления и защиты прав детей.

Статья 5. Принципы общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.

  1. Общественный контроль осуществляется на основе принципов законности, приоритета прав человека и гласности.
  2. Общественный контроль осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признанными Российской Федерацией принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
  3. Лица, осуществляющие общественный контроль, наделяются исключительно наблюдательными и информирующими функциями и не имеют полномочий на какое бы то ни было прямое воздействие и вмешательство в деятельность учреждений и организаций.
  4. Мероприятия по осуществлению общественного контроля осуществляются во взаимодействии с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями.
  5. Сведения о результатах указанных мероприятий, передаются в службу Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка, руководству инспектируемого учреждения и в его вышестоящую организацию и, при необходимости, в прокуратуру; поскольку это не противоречит закону и не нарушает законных интересов юридических и физических лиц, эти сведения передаются депутатам Государственной Думы Российской Федерации, утвердившим общественного инспектора, в общественное объединение, рекомендовавшее общественного инспектора, и должны быть доступны представителям средств массовой информации и другим обратившимся за информацией гражданам.
  6. Общественный контроль осуществляется на принципах добровольности и благотворительности.
  7. Палата не является юридическим лицом и в организационном плане входит в структуру службы Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка, обеспечивающую организационные условия для осуществления функций общественных инспекторов и доверенных специалистов.

8. Финансовая поддержка общественного контроля может осуществляться за счет целевых благотворительных взносов, поступающих в службу Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка.

Статья 6. Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних в детских учреждениях.

  1. Общественный контроль имеют право осуществлять общественные инспектора, рекомендуемые общественным объединением, утверждаемые депутатами представительного органа власти и зарегистрированные в указанном качестве органом юстиции.
  2. Рекомендовать общественного инспектора имеют право общественные объединения, уставные цели которых состоят в защите или содействии защите прав человека и имеющие государственную регистрацию.
  3. Утверждать общественного инспектора имеют право фракции (группы) депутатов Государственной Думы Российской Федерации по квотам соответственно численности депутатских фракций (групп).
  4. Воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет административную либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Лица, осуществляющие общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних в детских учреждениях, и общие требования к ним.

  1. Общественный контроль осуществляется общественными инспекторами и доверенными специалистами.

2. Общественным инспектором, доверенным специалистом может быть любой изъявивший на то согласие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, дееспособный, не судимый, не состоящий на учете по заболеванию, делающему его не пригодным к деятельности общественного инспектора, доверенного специалиста для инспекции в детском учреждении; доверенный специалист должен иметь соответствующее высшее образование, стаж работы по специальности не менее 5 лет и высшую квалификационную категорию. Общественный инспектор, доверенный специалист не могут находиться на службе в инспектируемом учреждении либо в вышестоящей организации, которой подчинено инспектируемое учреждение.

3. Общественные инспектора, осуществляющие общественный контроль, не получают материального вознаграждения за эту деятельность от государства и его органов, от органов местного самоуправления, от предприятий и учреждений независимо от формы собственности и от частных лиц. Услуги доверенных специалистов оплачиваются на контрактной основе из бюджета службы Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка.

4. Командировочные и административные расходы, связанные с выполнением общественным инспектором его контрольных функций, покрываются за счёт целевых благотворительных взносов в службу Федерального Комиссара РФ по правам ребёнка.

Глава II. Общественный инспектор

Статья 8. Понятие общественного инспектора.

1. Общественным инспектором является лицо, рекомендованное в качестве общественного инспектора общественным объединением, утвержденное в этом качестве фракцией (группой) депутатов Государственной Думы российской Федерации и зарегистрированное в качестве общественного инспектора органом юстиции, имеющее право по собственной инициативе проводить мероприятия общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.

2. Полномочия общественного инспектора, члена Федеральной Общественной Контрольной Палаты по правам детей, распространяются на всю территорию Российской Федерации.

3. Полномочия общественного инспектора предоставляются на один календарный год.

Статья 9. Приобретение полномочий общественного инспектора.

  1. Общественный инспектор назначается депутатами Государственной Думы Российской Федерации по рекомендации общественного объединения, уставные цели которого состоят в защите или содействии защите прав человека и имеющего государственную регистрацию. Регистрация гражданина РФ в качестве общественного инспектора осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

2. Гражданин, желающий действовать в качестве общественного инспектора, предоставляет в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:

- заявление с обязательным указанием своих фамилии, имени, отчества; гражданства; даты рождения; места жительства; рода занятий; удостоверяющего личность документа; в заявлении должно быть указано, что гражданин желает действовать в качестве общественного инспектора на добровольной и благотворительной основе, что он свидетельствует факты своей дееспособности и отсутствия судимости, а также что он знаком с настоящим Федеральным Законом и обязуется его соблюдать;

- медицинское заключение об отсутствии учета по заболеваниям, препятствующим работе в детских учреждениях;

- направление, подписанное не менее, чем 10 депутатами Государственной Думы Российской Федерации;

- рекомендацию общественного объединения, в уставе которого содержится защита прав человека как цель или направление деятельности объединения;

- заверенную копию устава и свидетельства о регистрации рекомендующего общественного объединения.

3. Министерство юстиции Российской Федерации проверяет соответствие представленных документов закону и содержащихся в них сведений действительности, после чего в срок не позднее одного месяца со дня получения этих документов:

  • регистрирует гражданина в качестве общественного инспектора - если заявитель соответствует требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального Закона;
  • отказывает лицу в регистрации его в качестве общественного инспектора - если заявитель не соответствует требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального Закона.
  • возвращает заявление лица без рассмотрения - если представленные заявителем документы или его рекомендатели не соответствуют требованиям, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, либо если в каком-либо из представленных заявителем документов содержатся сведения, не соответствующие действительности, либо если ранее лицу было отказано в утверждении его в качестве общественного инспектора и со дня подачи им заявления прошло менее 1 года.

4. О всяком принятом по заявлению решении Министерство юстиции РФ не позднее 1 недели со дня принятия решения письменно сообщает лицу, желающему действовать в качестве общественного инспектора, а также назначившим данного общественного инспектора депутатам и в рекомендовавшее его общественное объединение, с обязательным указанием оснований отказа лицу в регистрации его в качестве общественного инспектора либо возвращения его заявления без рассмотрения.

5. При регистрации гражданина в качестве общественного инспектора Министерство юстиции РФ выдает ему удостоверение установленного службой Федерального комиссара РФ по правам ребёнка образца.

6. Отказ в утверждении лица в качестве общественного инспектора препятствует его повторному обращению с аналогичным заявлением в течение 1 года со дня подачи заявления.

  1. Возвращение заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица в Министерство юстиции РФ после устранения отмеченных недостатков.
  2. Лицо, желающее действовать в качестве общественного инспектора, а также рекомендующее его общественное объединение и депутаты Государственной Думы Российской Федерации вправе обжаловать в суд решение Министерства юстиции РФ об отказе в утверждении данного лица в качестве общественного инспектора и возвращении его заявления без рассмотрения в месячный срок со дня получения соответствующего письменного сообщения. В случае, если по истечении 2 месяцев со дня подачи заявления лицо не получило письменного сообщения о решении, принятом Министерством юстиции РФ, заявитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанного органа исполнительной власти к утверждению его в качестве общественного инспектора.

Статья 10. Полномочия Общественного инспектора

1. При осуществлении общественного контроля общественный инспектор вправе:

1) посещать в любое время в сопровождении доверенных специалистов или без них учреждения и организации, указанные в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального Закона, без предварительного уведомления руководства указанных учреждений и организаций.

2) посещать несовершеннолетних, находящихся в детском учреждении, если от них или от других лиц получены жалобы на нарушение прав несовершеннолетних при их содержании в данном учреждении;

3) знакомиться с документами, на основании которых несовершеннолетние содержатся в данном учреждении, их личными делами, историями болезни, с любыми другими документами, связанными с деятельностью учреждения, где бы эти документы ни находились;

4) опрашивать несовершеннолетних и иметь с ними свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности;

5) беседовать с сотрудниками детских учреждений и знакомиться с документами, связанными с обеспечением их прав, где бы эти документы ни находились;

6) принимать от несовершеннолетних и персонала детских учреждений, а также их родственников и других действующих в их интересах лиц жалобы и заявления;

7) безотлагательно в первоочередном порядке быть принятым руководителем детского учреждения, должностными лицами соответствующего ведомства и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав несовершеннолетних и персонала детских учреждений;

8) обращать внимание руководителя детского учреждения, других должностных лиц на выявленные при осуществлении общественного контроля нарушения прав несовершеннолетних и персонала учреждений;

9) предлагать прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, провести освидетельствование, назначить судебно-медицинскую экспертизу и принять другие необходимые меры для проверки заявлений о применении насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;

10) требовать возбуждения уголовных дел, если при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав детей в детских учреждениях будут выявлены признаки преступлений против личности, интересов государственной службы и других;

11) запрашивать в любых органах, предприятиях, учреждениях, организациях любой формы собственности информацию, связанную с обеспечением прав несовершеннолетних и персонала детских учреждений и в месячный срок получать письменные ответы и необходимые характеристики, справки, копии актов и другие документы;

12) с согласия должностных лиц, проверяющих состояние с соблюдением прав детей в детских учреждениях, принимать участие в соответствующих инспекциях;

13) предоставлять сведения, полученные в результате деятельности по осуществлению общественного контроля депутатам Государственной Думы Российской Федерации, общественным организациям, средствам массовой информации и другим заинтересованным лицам, если это не противоречит действующему законодательству и интересам несовершеннолетних;

14) совмещать свою деятельность по осуществлению общественного контроля со своей работой по профессии и другой общественно полезной деятельностью.

2. При осуществлении общественного контроля общественный инспектор обязан:

1) в своей деятельности руководствоваться исключительно интересами детей, признанными Российской Федерацией международными нормами и правилами, действующим законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять свою деятельность по осуществлению общественного контроля безвозмездно;

3) проводить не менее одной инспекции детского учреждения в месяц не менее чем в 5 регионах Российской Федерации в течение года;

4) привлекать доверенных специалистов для исследования профессиональных аспектов работы инспектируемых учреждений;

5) по результатам каждой инспекции составлять соответствующий акт по установленной форме за своей подписью и подписями доверенных специалистов и представлять его для ознакомления представителю администрации детского учреждения; при отказе последнего подписать акт удостоверять своей подписью факт отказа должностного лица от подписания акта с указанием мотивов отказа, если они были названы;

6) направлять соответствующий акт в службу Федерального комиссара РФ по правам ребёнка и в вышестоящую организацию инспектированного учреждения;

7) препровождать по назначению заявления и жалобы, а также направлять от своего имени жалобы и заявления по вопросам, связанным с общественным контролем за обеспечением прав несовершеннолетних в детских учреждениях, в компетентные органы и соответствующим должностным лицам;

8) в течение месяца по истечении каждого квартала своей работы в этом качестве составлять и предоставлять отчет о проделанной работе назначившим его депутатам и общественному объединению, от которого он получил рекомендацию.

3. Общественный инспектор не вправе:

- осуществлять какое-либо прямое воздействие или вмешательство в деятельность инспектируемого учреждения;

- разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля и относящиеся к частной жизни лиц, которые не дали согласия на их разглашение;

- разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля, органам и организациям, предусмотренным ч. 1.13) настоящей статьи, если:

1) разглашение этих сведений может создать угрозу безопасности, жизни или здоровью несовершеннолетних или персонала детского учреждения;

2) разглашать эти сведения письменно запретил прокурор;

3) разглашение этих сведений запрещено законом.

4. В случае, предусмотренном ч. 3.2. настоящей статьи, общественный инспектор вправе обжаловать в суде запрет на разглашение полученных им сведений.

5. Общественный инспектор не вправе сообщать кому бы то ни было данные о человеке, предоставившем ему в связи с осуществлением его полномочий какие-либо сведения на доверительной основе, когда сохранение в тайне имени предоставившего их лица, других данных, позволяющих установить его, либо характера предоставленных им сведений было оговорено этим лицом либо подразумевалось.

6. Общественный инспектор осуществляет свои полномочия на всей территории Российской Федерации. Не допускается ограничения полномочий общественных инспекторов в учреждениях и организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

7. Общественный инспектор осуществляет свои полномочия на протяжении одного года со дня утверждения его в этом качестве. Приобретение данным гражданином вновь полномочий на новый срок осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального Закона, но не ранее, чем через год после прекращения его полномочий общественного инспектора.

8. Общественный инспектор не может участвовать в мероприятии общественного контроля, если он:

1) является супругом или близким родственником кого-либо из тех, кто лично заинтересован в результатах мероприятия общественного контроля;

2) если он является служащим инспектируемого учреждения или ведомства (общественного объединения), к которому относится данное учреждение;

3) лично прямо или косвенно заинтересован в результатах мероприятия общественного контроля.

При указанных выше обстоятельствах общественный инспектор должен устранить себя от участия в мероприятии общественного контроля, о чем сообщить в службу Федерального комиссара РФ по правам ребёнка.

Статья 11. Приостановление и утрата полномочий общественного инспектора.

1. Полномочия общественного инспектора приостанавливаются Федеральным комиссаром РФ по правам ребёнка, если:

1) назначившие общественного инспектора депутаты или общественное объединение, рекомендовавшее его для утверждения общественным инспектором, письменно уведомили Министерство юстиции РФ, Федерального комиссара РФ по правам ребёнка, а также общественного инспектора об отзыве своего направления (своей рекомендации) - до истечения месяца со дня поступления письменного уведомления;

2) общественный инспектор арестован судом в административном порядке - до отбытия административного взыскания в виде административного ареста;

3) общественный инспектор привлечен в качестве обвиняемого в совершении умышленного преступления - до прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу оправдательного приговора суда в отношении данного лица;

4) общественный инспектор в течение 6 месяцев не исполняет принятых им на себя обязательств по осуществлению общественных инспекций и не представляет в службу Федерального комиссара соответствующих актов инспектирования детских учреждений - до выяснения не более, чем в течение месяца, обстоятельств неисполнения общественным инспектором своих обязательств;

5) службой Федерального комиссара РФ по правам ребёнка получены письменные сведения, порочащие общественного инспектора в рамках осуществляемой им деятельности по общественной инспекции или указывающие на его неспособность выполнять принятые на себя обязательства, - до выяснения обстоятельств дела специально создаваемой Федеральным комиссаром этической комиссией, включающей представителей Государственной Думы Российской Федерации, назначивших общественного инспектора, и общественной организации, рекомендовавшей его, но не более чем на месяц со дня поступления письменных сведений.

2. Решение Федерального комиссара РФ по правам ребёнка о приостановлении полномочий общественного инспектора направляется ему немедленно по вынесении такого решения. Указанное решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в суде в месячный срок со дня получения решения.

3. Общественный инспектор утрачивает свои полномочия и сдает в Министерство юстиции свое удостоверение, если:

1) он сложил их с себя, обратившись с письменным заявлением в орган, зарегистрировавший его в этом качестве;

2) он в месячный срок со дня получения уведомления об отзыве данной ему рекомендации (направления) не представил новой рекомендации соответствующего общественного объединения и направления депутатской фракции (группы) и не перерегистрировал в Министерстве юстиции РФ свое удостоверение;

3) истек срок полномочий общественного инспектора, предусмотренный ст.ст. 8.3. и 10.7. настоящего Федерального закона;

4) орган, зарегистрировавший лицо в качестве общественного инспектора, в установленном законом порядке лишил его полномочий.

4. Общественный инспектор, лишенный полномочий в соответствии с ч. 3.4. данной статьи, может обжаловать данное решение в суде в месячный срок со дня его получения.

Статья 12. Лишение общественного инспектора полномочий.

1. Общественный инспектор лишается полномочий если он:

1) перестал отвечать требованиям, предусмотренным ст.7.2. настоящего Федерального закона;

2) вступившим в законную силу приговором суда осужден за совершение преступления;

3) допускает злоупотребление своими полномочиями, используя их в личных целях либо существенно нарушая положения нормативных актов, обеспечивающие нормальную работу детских учреждений;

4) в течение 6 мес., не исполняет взятых на себя обязательств по общественной инспекции, не представляет в службу Федерального комиссара соответствующих актов инспектирования детских учреждений и не подтверждает возможности продолжения своей деятельности по общественному инспектированию;

5) признается этической комиссией, созданной Федеральным комиссаром в соответствии с ч. 1.5. ст. 11 настоящего Федерального закона, не способным по тем или иным обстоятельствам исполнять функции общественного инспектора.

11.2. В случаях, предусмотренных ч.ч. 1.1., 1.2., 1.4., 1.5. данной статьи, общественный инспектор лишается полномочий решением органа, зарегистрировавшего лицо в этом качестве, по представлению Федерального комиссара РФ по правам ребёнка. Копия решения Министерства юстиции РФ о лишении общественного инспектора полномочий направляется ему немедленно по вынесении такого решения. Указанное решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в суде в месячный срок со дня получения копии решения.

11.3. В случае, предусмотренном пунктом ч. 1.3 данной статьи, общественный инспектор лишается полномочий решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства. Заявление о лишении общественного инспектора полномочий вправе в соответствующем случае направить в суд Федеральный комиссар РФ по правам ребёнка, прокурор или орган, зарегистрировавший лицо в качестве общественного инспектора.

Глава III. Доверенный специалист.

Статья 13. Понятие доверенного специалиста.

1. Доверенным специалистом является лицо, добровольно способствующее своими профессиональными познаниями общественному инспектору в осуществлении общественного контроля, имеющее соответствующее высшее образование, не менее 5 лет профессионального стажа и высшую квалификационную категорию.

Статья 14. Утверждение доверенного специалиста.

1. Лицо, выразившее согласие быть доверенным специалистом, представляет в службу Федерального комиссара по защите детства следующие документы:

  • заявление, содержащее просьбу об утверждении в качестве доверенного специалиста с обязательным указанием своих фамилии, имени, отчества; гражданства; даты рождения; места жительства; рода занятий; удостоверяющего личность документа; документа о соответствующем специальном образовании; в заявлении должно быть указано, что гражданин свидетельствует факты своей дееспособности и отсутствия судимости за совершение преступления, а также что он знаком с законодательством об общественном контроле и обязуется его соблюдать;
  • копию документа о соответствующем высшем образовании;
  • копию трудовой книжки и квалификационного удостоверения;

2. Служба Федерального комиссара РФ по правам ребёнка проверяет соответствие представленных документов настоящему Федеральному закону и содержащихся в них сведений действительности, после чего в срок не позднее одного месяца со дня получения этих документов:

  • утверждает гражданина в качестве доверенного специалиста - если он соответствует требованиям, предусмотренным ст.7.3. настоящего Федерального Закона, представленные для его утверждения документы соответствуют требованиям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, не имеется предусмотренных настоящим Федеральным Законом обстоятельств, препятствующих лицу быть доверенным специалистом;
  • отказывает гражданину в утверждении его в качестве доверенного специалиста - если кандидат не соответствует требованиям, предусмотренным ст.7.3. настоящего Федерального закона;
  • возвращают заявление без рассмотрения - если представленные документы не соответствуют требованиям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи либо если в каком-либо из представленных документов содержатся сведения, не соответствующие действительности, либо если ранее было отказано в утверждении данного лица в качестве доверенного специалиста и со дня принятия решения об отказе не прошел 1 год.

4. О всяком принятом по заявлению решении служба Федерального комиссара РФ по правам ребёнка немедленно, но не позднее 3 суток со дня принятия решения, письменно сообщает кандидату об отказе в его утверждении в качестве доверенного специалиста или возвращении его заявления без рассмотрения.

5. Решив утвердить гражданина в качестве доверенного специалиста, служба Федерального комиссара РФ по правам ребёнка выдает ему удостоверение установленного образца.

6. Отказ в утверждении лица в качестве доверенного специалиста препятствует его повторному обращению с тем же заявлением в течение 1 года со дня принятия решения об отказе.

7. Возвращение заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению общественного инспектора в службу Федерального комиссара РФ по правам ребёнка после устранения отмеченных недостатков.

8. Кандидат на утверждение в качестве доверенного специалиста вправе обжаловать в суд решение службы Федерального комиссара РФ по правам ребёнка об отказе в утверждении лица в соответствующем качестве или возвращении заявления без рассмотрения в месячный срок со дня получения письменного сообщения. В случае, если по истечении 2 месяцев со дня подачи заявления кандидат не получил письменного сообщения о решении, принятом службой Федерального комиссара РФ по правам ребёнка, он вправе в месячный срок обратиться в суд с иском о понуждении указанной службы к утверждению его в качестве доверенного специалиста.

Статья 15. Полномочия доверенного специалиста.

1. Доверенный специалист, исполняя поручение общественного инспектора, сопровождает его при посещении учреждений и организаций, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального Закона, и производит полное исследование соответствующих своей профессии аспектов деятельности данных учреждений и организаций.

2. Доверенный специалист вправе иметь свидания наедине и без ограничения их количества и продолжительности с несовершеннолетними, назначать и производить необходимые экспертизы и обследования с ведома администрации и персонала учреждения.

3. Доверенный специалист вправе:

1) составлять заявления, жалобы, экспертные заключения и другие профессиональные документы для общественного инспектора и других лиц;

2) давать консультации по профессиональным вопросам общественному инспектору и другим лицам;

  1. знакомиться с документами, доступными общественному инспектору.

4. При участии в осуществлении общественного контроля на доверенного специалиста распространяются положения законодательства, гарантирующие осуществление его профессиональной деятельности в полном объеме. Доверенный специалист при участии в общественной инспекции не вправе отказаться от оказания профессиональной помощи иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом.

5. Полномочия доверенного специалиста на время проведения инспекции ограничены территорией, на которой действует привлекший его для осуществления общественной инспекции общественный инспектор, а также сроком 1 год. Доверенный специалист вправе работать совместно с любым общественным инспектором.

6. Доверенный специалист не вправе:

- осуществлять какое-либо прямое воздействие или вмешательство в деятельность инспектируемого учреждения;

- разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля и относящиеся к частной жизни лиц, которые не дали согласия на их разглашение;

- разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля, органам, организациям или заинтересованным лицам, предусмотренным ч. 1.13) ст. 10, если:

1) разглашение этих сведений может создать угрозу безопасности, жизни или здоровью несовершеннолетних или персонала детского учреждения;

2) разглашать эти сведения письменно запретил прокурор;

3) разглашение этих сведений запрещено законом.

7. В случае, предусмотренном ч. 6.2. настоящей статьи, доверенный специалист вправе обжаловать в суде запрет на разглашение полученных им сведений.

8. Доверенный специалист не вправе сообщать кому бы то ни было данные о человеке, предоставившем ему в связи с осуществлением его полномочий какие-либо сведения на доверительной основе, когда сохранение в тайне имени предоставившего их лица, других данных, позволяющих установить его, либо характера предоставленных им сведений было оговорено этим лицом либо подразумевалось.

9. Доверенный юрист не вправе оказывать юридическую помощь:

  • лицу, имеющему интересы, противоположные интересам самого доверенного юриста, его супруга или родственника, а равно клиента или другого лица, которому доверенный юрист оказывал или обязался оказывать юридическую помощь;
  • в других случаях, запрещающих принятие и исполнение профессиональных поручений адвокату.

10. Доверенный специалист осуществляет свои полномочия на всей территории Российской Федерации; не допускается ограничения полномочий доверенных специалистов в учреждениях и организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Приостановление и утрата полномочий доверенного специалиста.

1. Полномочия специалиста считаются приостановленными, если он:

1) арестован судом в административном порядке - до отбытия административного взыскания в виде административного ареста;

2) привлечен в качестве обвиняемого в совершении умышленного преступления - до прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу приговора суда в отношении данного лица.

3. Доверенный специалист утрачивает свои полномочия, если:

1) он сложил их с себя, обратившись с письменным заявлением в орган, зарегистрировавший их в этом качестве;

2) истек срок их полномочий, предусмотренный п.15.5. настоящего Федерального Закона;

3) орган, зарегистрировавший лицо в качестве специалиста в установленном законом порядке лишил его полномочий.

Статья 17. Лишение доверенного специалиста полномочий.

1. Доверенный специалист лишается полномочий, если он:

1) перестал отвечать требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального Закона;

2) вступившим в законную силу приговором суда осужден к наказанию, связанному с лишением или ограничением свободы, либо признан виновным в совершении преступления;

3) допустили злоупотребление своими полномочиями, использовав их в личных целях либо существенно нарушив положения нормативных актов, обеспечивающие нормальную работу детских учреждений, безопасность персонала этих учреждений и других лиц.

2. Доверенный специалист лишается полномочий решением органа, зарегистрировавшего их в соответствующем качестве. Копия решения направляется ему немедленно по вынесении такого решения. Указанное решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в суд в месячный срок со дня получения копии решения.

Глава IV. Гарантии осуществления общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних.

Статья 18. Обязанности лиц, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних.

Лица, осуществляющие общественный контроль, обязаны соблюдать положения правовых актов, обеспечивающие работу инспектируемых учреждений и организаций, права персонала этих учреждений и организаций, несовершеннолетних и других лиц, положения других законов и иных правовых актов.

Статья 19. Гарантии лицам, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних.

1. Лица, осуществляющие общественный контроль, пользуются специальной защитой закона.

2. Общественный инспектор, доверенный специалист могут быть подвергнуты административному взысканию за действия, совершенные при осуществлении своих полномочий, только судом. Общественный инспектор, доверенный специалист могут быть привлечены к уголовной ответственности в качестве обвиняемого только с согласия прокурора.

3. Лица, получившие травму при осуществлении общественного контроля, считаются получившими травму на производстве; им выплачивается за счет средств Правительства Российской Федерации страховое возмещение.

4. Воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет административную либо уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законодательством.

Статья 20. Ответственность лиц, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних.

1. Лица, осуществляющие контроль за обеспечением прав несовершеннолетних, допустившие нарушение закона и других правовых актов, несут ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Статья 21. Обязанность содействия общественному контролю за обеспечением прав несовершеннолетних.

1. Администрация детских учреждений, другие государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создавать условия, необходимые для осуществления общественного контроля, оказывать содействие лицам, его осуществляющим, немедленно реагировать на их обращения.

2. Правительство Российской Федерации должно обеспечить возможность обучения общественных инспекторов и доверенных специалистов осуществлению ими своих полномочий.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

О проекте Технологии Документы Библиотека АГИ Консультации Вестник

© "Ассоциация гражданских инспекторов"
614000, г. Пермь, ул. Большевистская, д. 120а, оф. 308,
тел. (3422) 36-40-63, 36-43-54, e-mail: palata@prpc.ru

На сайт ПРПЦ-ПГП

Рейтинг ресурсов УралWeb