Гражданский контроль в Перми ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПЕРМИ

Пермская гражданская палата
Пермский региональный правозащитный центр
Ассоциация гражданских инспекторов

О проекте
О проекте
Опыт и технологии
Технологии
Законодательство, нормативная база
Документы
Библиотека
Библиотека
Ассоциация гражданских инспекторов
АГИ
Консультационная служба
Консультации
Вестник гражданского контроля
Вестник

Главная / Вестник гражданского контроля

Как вам это нравится?..

Одним из главных направлений деятельности Правозащитного центра и Гражданской палаты является общественный контроль пенитенциарных учреждений, проще говоря, тюрем и СИЗО. Для нас, правозащитников, польза от этой работы безусловна. "А насколько нужным и эффективным считают общественный контроль сами контролируемые?" - задумались мы. И чтобы узнать ответ, опросили людей, от чьих решений зависит качество работы мест не столь отдаленных. Каждому из них было задано три основных вопроса:

  1. Изменилась ли ситуация в пенитенциарных учреждениях с тех пор, как их начали посещать представители общественных организаций?
  2. В чем вы видите пользу и вред общественного контроля?
  3. Кого правоохранительные органы готовы принять в качестве общественного контролера? Каким требованиям должны отвечать эти организации/лица? И вот какие мы услышали мнения.

Шарин Вячеслав АнатольевичШарин Вячеслав Анатольевич, заместитель начальника управления по воспитательной работе с осужденными Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской области.

1) Ситуация изменилась. Но я бы не связывал это напрямую с посещениями пенитенциарных заведений общественными организациями. Хотя они делают свое дело, делают качественно, и отдача от этого есть. В целом, судя по принимаемым Государственной Думой актам - Уголовно-исполнительному кодексу, Уголовному кодексу видно, что вся нормативная база направлена на гуманизацию общества, что касается и пенитенциарных учреждений. Если мы возьмем ситуацию 10 лет назад - к примеру, с условно-досрочным освобождением, тогда чтобы материалы попали в суд, они должны были пройти ряд инстанций. Теперь осужденный, либо его адвокат/доверенное лицо имеет право напрямую направить ходатайство в суд, и суд эти материалы рассматривает, запросив в учреждении характеристику на данного осужденного, плюс мнение администрации о целесообразности или нецелесообразности такого освобождения.

В том, что касается получения информации осужденный обладает полной свободой - вплоть до того, что он может заниматься коммерческой деятельностью.

2) Польза общественного контроля… Ну, я бы не сказал, что это общественный контроль. То есть те организации, которые работают с нами, они своей целью преследуют, в основном, информирование осужденных - как о законах, принимаемых в стране, так и о том, что происходит в целом в мире. Далее, они опять же не контролируют, а при посещении замечают какие-то нарушения и совместно с администрацией начинают вырабатывать методы устранения и решения существующих проблем. Чтобы пришли, проконтролировали, сказали, "Здесь у вас все плохо" - чтобы шумиху поднять - в последнее время такого нет. Т.е, руководство пенитенциарных учреждений и общественные организации совместно работают именно на улучшение ситуации в этих учреждениях.

3) Да любого гражданина РФ, который хочет своей работой оказать какую-то помощь - может, даже конкретному осужденному, а не всей системе. Естественно, у него должны быть лады с законом. И, например, в общественном совете есть и правозащитники, и представители религиозных организаций, и представители прессы. Те, кто пожелал участвовать (естественно, мы смотрим их деятельность), т.е., кто пожелал, все были зачислены в общественный совет. Вообще могу сказать, что ситуация десятилетней давности и нынешняя - земля и небо. Сейчас мы работаем с правозащитниками как с коллегами.

Калинин Сергей НиколаевичКалинин Сергей Николаевич, начальник отдела спецучреждений милиции и конвоирования Главного управления внутренних дел Пермской области.

1) Я не так давно нахожусь в этой должности, но по моему мнению, ситуация кардинально меняется, мы нашли точки соприкосновения с ПРПЦ, не только по линии пенитенциарных заведений, но и также по линии служб милиции, в т.ч. медицинских вытрезвителей. Это было подтверждено нашими личными встречами, нашими совместными мероприятиями, в т.ч. посещением ИВС Перми и области. Я вижу, что это дело очень нужное, в современных условиях без поддержки общественных организаций такая структура как МВД все равно не может до конца реализовать свои возможности - мы видим в этом только помощь и позитив.

2) Общественный контроль сам по себе - вещь неплохая. Даже в таком закрытом ведомстве как МВД, где существуют свои ограничения, свои секреты, отслеживание обществом ситуации в пенитенциарных заведениях - я вижу в этом позитив, потому что мы видим пока только помощь - и те гуманитарные инициативы, правовая учеба, которую преподносит ПРПЦ - для нас вещи очень полезные. Нам только пользу приносит, когда обращаются к главам местного самоуправления, в СМИ об оказании помощи для обеспечения более высокого уровня содержания спецконтингента. Пока мы только начинаем сотрудничать, но я думаю, что мы разовьемся.

3) Ну, все-таки у нас существует определенный перечень граждан, допускаемых в подобные подразделения - у нас хоть и маленькая, но все равно тюрьма, но пока мы можем хорошо контачить с ПРПЦ, также у нас в планах - привлечение духовенства для работы со спецконтингентом.

Меньтин Сергей МихайловичМеньтин Сергей Михайлович, начальник следственного изолятора ИЗ-59/1

1) Ситуация с каждым днем мен, в связи с тем, что законодательство идет вперед. Это не столько от правозащитников зависит, сколько от того, что люди начинают мыслить по-новому, по-другому. Сейчас много делается для спецконтингента; можно сказать, что для спецконтингента как раз больше делается, чем для сотрудников.

2) Если раньше спецучреждения были закрыты для общественности, то сейчас мы не запрещаем ни приходить, ни общаться с гражданами, которые содержатся под следствием; в том числе правозащитники допускаются к этим людям. Я считаю, что все подразделения, где содержатся люди, должны быть открыты для общественности. Коль они желают, пущай будут. Но независимо от того, приходит к нам какая-то общественная сила, не приходит - мы стараемся все сделать, что в наших возможностях для обеспечения законности и правпорядка.

3) Этот вопрос - не ко мне.

Попов Сергей ЮрьевичПопов Сергей Юрьевич, начальник исправительного учреждения УТ-389/30

1) Главные проблемы пенитенциарных учреждений в недостаточном финансировании, в законах. Помочь в разрешении наших проблем общественные контролеры не могут. А проверяющих у нас хватает, прокурор бывает каждую неделю. Плохо, если общественный контролер не знаком со спецификой нашей работы. Не разберется, подымет шум, будет жаловаться, и у хорошего работника могут возникнуть проблемы по службе абсолютно необоснованно, на пустом месте.

2) Мы готовы принять кого угодно - приходите, смотрите! Хотелось бы только надеяться, что общественные инспектора будут готовы к диалогу с администрацией учреждения, их деятельность будет направлена на конструктивное разрешение проблем, а не на то, чтобы показать нас в наиболее негативном свете.

3) Нет.

Беседовали Евгений Норин и Сергей Трутнев
Опубликовано в газете "Личное дело" №6(87)

Размещено 21.06.2005

О проекте Технологии Документы Библиотека АГИ Консультации Вестник

© "Ассоциация гражданских инспекторов"
614000, г. Пермь, ул. Большевистская, д. 120а, оф. 308,
тел. (3422) 36-40-63, 36-43-54, e-mail: palata@prpc.ru

На сайт ПРПЦ-ПГП

Рейтинг ресурсов УралWeb